Ко дню памяти монахини Гавриилы. Новые сведения о ней и семье Василькиотти

18 июля 1963 года – день кончины русской эмигрантки Гликерии Матвеевны Глитенко, принявшей на своей новой родине, Аргентине, монашеский чин с именем Гавриила. После публикации в декабре прошлого года статьи об этой подвижнице нашей епархии, обнаружились ее многочисленные родственники,  живущие ныне в России и Украине, а одна ее правнучка уже несколько лет тщательно собирает и изучает историю своих предков. Она сообщила много новых сведений о м. Гаврииле, а также о семье Василькиотти, в могиле которых похоронена монахиня на Британском кладбище Буэнос-Айреса.

И кроме того, за эти полгода, прошедшие с момента выпуска той первой статьи, произошли и новые события, можно сказать, детективного характера, касающиеся  семейной могилы на Британском кладбище, а заодно – истории нашей епархии.

Но обо всем по-порядку.

В 1948 году в Аргентину из Европы прибыла на пароходе благочестивая православная семья русских беженцев с греческой фамилией Василькиотти: вдова подполковника русской армии Анастасия Михайловна и ее сын Николай с женой Александрой. Мать Александры, будущая монахиня Гавриила, тоже прибыла в Аргентину в это же время, и возможно, они приехали вместе с ней на одном пароходе. Прожив 15 лет в Буэнос-Айресе, все три упомянутые породнившееся  женщины скончались в один год, с разницей в несколько месяцев, и были погребены на Британском кладбище Буэнос-Айреса в одной могиле (очевидно, всех трех кремировали). Через 19 лет, в 1982 году в эту же могилу лег и сын Анастасии Михайловны Николай. Наследников у этой семьи не осталось, а связь с родственниками, оставшимися в Советском Союзе, была прервана.

подножие Креста и трава на могиле м. Гавриилы и семьи Василькиотти до ноября 2021 года

Вдруг, неожиданно, в конце 2021 года в эту же могилу, спешно и в тайне от православной общественности, похоронили еще одного человека, никаким образом не являвшегося их родственником, и даже не бывшим уже на момент смерти православным…

Как такое могло произойти? Надеемся, в ближайшее время откроются новые факты об этом странном деянии…

Но сначала мы должны почтить память бывших прихожан нашей епархии, много потрудившихся для Русской Зарубежной Церкви и русской диаспоры в Аргентине.

История семьи Василькиотти

Памятник на могиле Петра Митрофановича Василькиоти в Севастополе

Анастасия Михайловна Василькиотти (урожденная Бенсинь) родилась в Перекопе, потом жила в Севастополе. Из Крыма же происходил и ее муж – подполковник (капитан) Петр Митрофанович, родившийся в священнической семье. Известно, что еще в 18 веке его дед был священником в Крыму. Отец же Петра Василькиотти, протоиерей  Митрофан служил большую часть жизни в Севастополе, не пожелав выехать из него после революции. Пройдя через гонения и большие страдания, все-таки эмигрировав уже во время Второй Мировой Войны, он завершил свою жизнь в 1945 году в лоне Зарубежной Церкви, не дожив до своего 100-летия несколько недель.

Из трех  сыновей о. Митрофана  (а всего детей у него было семеро) Петр был старшим и пошел по военной стезе. Он погиб на Карпатах в 1915 г. в возрасте 41 года, после чего его жена Анастасия Михайловна посвятила себя воспитанию сыновей – Николая и Леонида, и педагогической деятельности – ею она занималась всю жизнь. По одним сведениям, из России они бежали все вместе в 1920 г., и жили в Европе, оказавшись после Войны в лагере Ди Пи в Парше, откуда уже перебрались  в Аргентину. По другим – в частности, по документам, выложенным в сеть историком В. М. Волковым, в книге о Белом движении, написано, что Николай Петрович Василькиотти «был инженером железнодорожных войск, который  бежал из СССР в 1945 году с женой и матерью.»

Так или иначе, с 1948 года Анастасия Михайловна жила уже в Аргентине, где давала частные уроки русского языка и литературы. Была она очень религиозна. Скончалась в возрасте 82-х лет в начале 1963 года в Корпусном Доме, будучи старейшей обитательницей в нем. Заметка о ней была напечатана в № 682 газеты «Наша Страна».

О ее сыне Леониде в Аргентине сведений нет, а вот Николая до сих пор помнят как большого знатока церковного Устава и усердного прихожанина храма преп. Сергия в Бажестере.

Резолюция собрания 1968 года «В защиту Церкви», где среди подписей в первой строке «инж. Н. Василькиоти». Опубликовано в издании «Белая Книга» в 1971 году Обществом Почитателей Его Высокопреосвященства Архиепископа Афанасия.

Николай Василькиотти был вторым супругом Александры Яковлевны, дочери монахини Гавриилы. Когда Николай познакомился с Александрой – мы не знаем, но скорее всего это произошло в Крыму, где жили Василькиотти, и куда Александра Яковлевна каждый год ездила отдыхать с сыном Юрием, у которого было слабое здоровье.

Наконец, пришел черед почтить память матери Александры Василькиотти, окончившей дни в монашеском чине, и прояснить ее биографию.

Биография монахини Гавриилы

Гликерия Матвеевна Глитенко родилась 25 мая 1882 года в Киеве, где вышла замуж, и откуда во время революции ей пришлось бежать в Харьков. От первого мужа, Якова, у Лукерьи (Гликерии) Матвеевны  было трое детей: Захарий, Александра и Анна. О судьбе Якова пока ничего не известно. Второй муж Лукерьи Матвеевны, Прокофий Фомич Глитенко, умер еще до войны.

Александра Яковлевна с матерью Гликерией Матвеевной в Евпатории. 1929 год

Все трое детей будущей монахини, когда выросли, также имели семьи и жили отдельно, кроме Александры, которая осталась жить в доме Лукерьи Матвеевны. Как и у матери, у нее было два брака. Семья ее первого мужа в 1929 году была репрессирована, и возможно, с этим связано ее расставание с первым супругом. Но от него у Александры Яковлевны остался сын Юрий 1924 года рождения, который в войну ушел на фронт. 

Во время войны младшая дочь м. Гавриилы Анна пропала без вести в Харькове. Ее сына Игоря считают погибшим на Курской дуге. Старший сын Гликерии  Матвеевны, Захарий, после войны жил вместе с семьей в Харькове. Там и сейчас живут их потомки.

Сохранилось предание, что однажды, в 1943 году, Гликерия Матвеевна с дочерью Александрой вышли из своего дома в Харькове, и никогда уже больше туда не вернулись…Их сын и внук Юрий в это время был на фронте, и когда он вернулся домой, в Харьков, он был уже почему-то выписан из квартиры, что говорит о том, что его, возможно, считали умершим. А в своей бывшей квартире он не нашел свою мать и бабушку. До конца жизни (а он прожил до 89 лет) он ничего не знал о них. Как и его мать, живя в Аргентине, не знала, жив ли сын…

Сретенское сестричество Кафедрального Собора в Буэнос-Айресе. Единственная дошедшая до нас фотография, на которой мы можем видеть м. Гавриилу. Мужчина в заднем ряду – ее зять Николай Василькиотти. А рядом с м. Гавриилой, возможно, сидят ее дочь Александра и сватья (Анастасия Михайловна)

Таким образом, будучи вдовой и потеряв дочь и двух внуков, по прибытии в Аргентину вместе с самостоятельной замужней дочерью, Лукерья Матвеевна всю себя решила посвятить Господу, Его Церкви и своей подготовке к переходу в Вечность… Как происходил постриг рабы Божией Гликерии с наречением имени Гавриила мы уже рассказывали в предыдущей статье.

И вот в могилу этого благочестивого семейства вдруг подхоронили прах человека, который, безусловно, был им ранее знаком, так как являлся настоятелем храма, прихожанами которого они были. Возможно, он был в какой-то момент даже их духовным отцом. Но к сожалению, после 2007 года он изменил своей священнической клятве и ушел в раскол. С него были уже сняты все его должности в Южноамериканской епархии Русской Зарубежной Церкви, и он был запрещен в священнослужении. Кем и почему было принято решение захоронить его останки в чужую могилу – нам, возможно, не предстоит узнать на этой грешной Земле, но это деяние будет, безусловно рассматриваться Господом перед всеми Святыми и Ангелами на Страшном Суде.

Да простит Господь все деяния раба Божия Владимира, и да помилует и упокоит его душу!

Могила м. Гавриилы и семьи Василькиотти на Британском кладбище Буэнос-Айреса в настоящее время

Deja una respuesta

Tu dirección de correo electrónico no será publicada. Los campos obligatorios están marcados con *