«Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его».
Св. Киприан Карфагенский
При упоминании «Русской Церкви» в столице Аргентины, первая ассоциация, какая возникает обычно у большинства ее жителей – это храм на улице Бразиль, в парке Лесама. Каждый хоть раз проезжал мимо голубых куполов с золотыми звездами и православными крестами. У входа прикреплена табличка, где по-испански указано, что это Русская Православная Церковь, а на русском языке указана ее юрисдикция – «Русская Православная Церковь Заграницей». Люди, хоть немного знающие историю Русской Церкви сразу понимают, что это – не «юрисдикция Москвы». Только вот, к сожалению, и к РПЦЗ, несмотря на вывеску, приход этого храма не имеет никакого отношения, как и не является Православным по духу своего Устава. Верные православные не могут приходить в этот храм на молитву. Ни один из 5- и православных архиереев города Буэнос-Айрес, включая двух русских епископов, не могут в нем служить… А ведь исторически эта церковь действительно был самой первой на континенте Православной и русской, построенной на деньги из дореволюционной России! Сейчас это просто старинное здание, находящееся в частном владении группы аргентинцев-мирян, не имеющих к Русской Церкви никакого отношения…Грустно? Еще как! Да еще если учесть откровенный обман, с помощью которого в это здание завлекаются не очень разбирающиеся в церковных делах русские люди, на церемонии, имитирующие православное богослужение, и водятся за плату туристы, которым говорят, будто они посещают Русскую Церковь…
Но давайте разбираться во всем по порядку.
Факты из истории храма
О Свято-Троицкой церкви в Буэнос-Айресе есть статья в Википедии, да и на многих других русскоязычных сайтах. Внизу под этой статьей Вы можете прочесть подробную историческую справку, собранную из различных источников русским историком и публицистом в Буэнос-Айресе, И.Н. Андрушкевичем. По-испански тоже много информации об этом хоть и сравнительно небольшом, но одном из самых красивых исторических зданий города. Издавалось и множество книг и брошюр, начиная с 1904 года, где есть и некоторые детали, до сих пор не публиковавшиеся в интернете.
Как известно, храм решили построить вскоре после открытия в Аргентинской столице в 1885 году Русской Миссии, то есть Консульства Российской империи. В то время во всей Аргентине проживало всего лишь 8 российских подданных. Для кого же тогда было нужно строить целый храм? Ведь в здании Миссии, итак, выделили две комнаты под часовню и прислали сюда командированного Синодом русского священника…
Дело в том, что не только русские православные нуждались в храме. В городе проживало множество православных арабов, греков, выходцев из Балканских стран, которые понимали, что только Русский Царь способен проявить такую щедрость – подарить православный храм Южной Америке. Написанное представителями этих народов Прошение поступило в Санкт-Петербургский Синод, где первую выделенную на стройку сумму взяли из конфискованных средств, собранных по всей России-Матушке аферистом, который собирал средства на «несуществующие монастыри на Востоке». Об этом без утайки сообщает нам третий по счету настоятель храма при Русской Миссии, священник Константин Изразцов, в написанной им брошюре. Согласитесь, не самое благообразное начало для возведения храма…Но что поделать? Ведь даже возвращенные когда-то Иудой в Иерусалимский Храм 30 серебряников, все же принесли пользу: на них был куплен участок земли для погребения странников…Так и этих, отнятых судом у жулика средств, хватило на покупку земельного участка под храм в честь Св. Троицы. При этом в купчих на землю, официально оформленных Изразцовым, особо подчеркивается, что земля приобретается для Русской Православной Церкви и на ее же деньги.
Это, конечно, в корне отличается от начала постройки Воскресенского Кафедрального Собора Южноамериканской епархии: его строили всем миром сами русские послевоенные эмигранты, на собранные ими самими, с великими жертвами, деньги. Во времена же строительства Троицкого храма русских людей попросту еще не было в Аргентине, кроме дипломатических служащих. Неблагообразность происхождения первоначальных денег на храм покрыли последовавшие затем благочестивые пожертвования от лица прославленных ныне в лике Святых Императора Николая (а также членов его Семьи) и св. прав. Иоанна Кронштадского. Надо отдать должное и организатору строительства, прот. Константину Изразцову, тогда еще каноничному священнику: его талант, энергия и организаторские способности принесли впечатляющие плоды храмостроительства на Южном континенте.
Освящение Свято-Троицкого храма в 1901 году стало актом и официального сближения между Россией и Аргентиной: на нем присутствовал тогдашний президент Республики Хулио Рока.
Первоначально храм, несмотря на помпезность и внушительность, юридически оставался собственностью Русского Консульства, оформленный как домовой храм, а служащий в нем священник числился как официальный атташе Русской Миссии. Однако в 1912 году храм был закреплен уже как собственность Русской Православной Церкви. Документы об этом хранятся в Санкт-Петербургском архиве. После Катастрофы 1917 года исчезла Русская Миссия, исчезла Российская Империя, и права ее Церкви в Аргентине. Дипломатические отношения между Аргентиной и СССР установились лишь в 1946 году. За это время Изразцову, благодаря его связям, удалось перерегистрировать храм уже на свое собственное имя, а не на Русскую Церковь. Затем, после вхождения клира храма в состав РПЦЗ, с ведения Зарубежного Синода храм был зарегистрирован на созданную юридически «Русскую Православную Ассоциацию», но при непременном условии, чтобы Председателем этой Ассоциации всегда был клирик РПЦЗ. Таковым и был, до 1947 года протоиерей Изразцов, по всем тогдашним документам всегда рапортовавший о своей безусловной преданности Архиерейскому Синоду и Канонам Православной Церкви.
Но с прибытием в 1947-48 гг. большой волны новых русских эмигрантов из послевоенной Европы, а вместе с ними, и кровных родственников Изразцова, он резко поменял свои благочестивые позиции, уподобившись, к великому изумлению буэнос-айресской паствы, тому жулику, что собирал деньги на несуществующие монастыри. Подробно о трагедии тогдашнего раскола, устроенного престарелым пастырем, рассказывается, на основе исторических документов, в статье нашего сайта «Дело протопресвитера Константина Изразцова». Совершив, вопреки прямому запрету Синода, беззаконную реформу Устава «Ассоциации», он порвал всякую ее связь не только с Русской Церковью, но и вообще со священноначалием, сделав юридическими владельцами церковного имущества группу мирян – своих родственников и приближенных. Клирики при такой реформе были лишь приглашенными нанятыми лицами для исполнения обрядов. Пользуясь личными связями и не слишком высокой компетенцией тогдашних чиновников Аргентинского Министерства Культов, Изразцов обманул Аргентинское правительство, когда регистрировал в ее органах свои анти-каноничные изменения Устава Ассоциации: называя себя «представителем Русской Церкви», он умолчал, что находился в этот момент под запретом в священнослужении, и что его «реформы» также были строжайше запрещены Синодом РПЦЗ. Поступая так, он, по сути, сам себя поставил ВНЕ Русской Зарубежной Церкви, и будучи уже чужим ей, присвоил ее имущество.
После смерти Изразцова в 1953 году, следующий настоятель церкви Св. Троицы, прот. Федор Форманчук, одумавшись в связи со сложным положением, в котором оказался его храм, в 1961 году вернулся в юрисдикцию РПЦЗ. Это было поистине большой радостью для русской диаспоры: епархия объединилась, и все ее прихожане могли посещать любые ее храмы и молиться там. Об этом событии мы также недавно рассказывали в специально посвященной ему статье.
Однако послушный членам «Ассоциации», которая его кормила, о. Федор поставил Синоду ультимативное условие: не трогать извращенный Изразцовым, Устав Ассоциации. Тогдашний Администратор епархии, архиепископ Афанасий (Мартос), известный своим глубоким знанием Церковных Канонов, пытался бороться с этим анти-каноничным положением. В своих воспоминаниях Владыка пишет, что все его противники сконцентрировались именно в Троицком Соборе. В конце 60-х они даже добились перевода архиепископа Афанасия на Австралийскую кафедру. Однако, через небольшой период Владыка снова был возвращен в Южную Америку. Тогда, ради успокоения мятежной части паствы, в 1972 году Синод РПЦЗ в Нью-Йорке взял причт Троицкой церкви в прямую формальную подчиненность себе, в обход местного архиерея Южноамериканской епархии.
В 50-70-е годы за Троицкий храм боролась Южноамериканская епархия Московской Патриархии, но Суд не признал их наследниками Российском Императорской Миссии в Аргентине, каковой являлась РПЦЗ. Именно как клирики Русской Зарубежной Церкви были зарегистрированы в Министерстве культов служившие в Троицком храме священники. При этом в их регистрационных документах четко прописан и адрес Синода, которому они подчинялись: Нью-Йорк, 75 East, 93 Street. Это и поныне адрес Синода законной, каноничной Зарубежной Церкви.
В 2007 году, после Примирения двух частей Русской Церкви, клир храма, пользуясь не-Православным Уставом своей Ассоциации, вторично ушел в раскол, разорвав всякие связи с Русской Зарубежной Церковью, и узурпировав ее имя, вводя в заблуждение прихожан храма. В статье, посвященной исповедничеству оставшегося верным Церкви протоиерея Владимира Скалона рассказывается, на какую ложь и подтасовку пошли тогда раскольники, пытаясь вновь обмануть Аргентинские власти и завладеть уже всей собственностью Русской Зарубежной Церкви в этой стране. Аргентинским гражданским судом постановлена недопустимость употребления названия «РПЦЗ» другой, чуждой ей организацией. Но люди, не желающие слушаться Церковных канонов, не подчиняются и гражданским властям. Они лукаво утверждают, что будто бы «настоящая» РПЦЗ – это они и есть, или что они «не уходили из РПЦЗ«. Но спросите их, какому Синоду они подчиняются, и кто их иерархи – и они назовут Вам шайку раскольников, которых в США все-таки обязали сменить их название, хоть они и придумали новое имя, очень похожее на ROCOR, подобно тому, как производители какой-нибудь кустарной «фирмы» типа Panasowic подделываются под известный бренд, пытаясь заманить в ловушку невнимательных покупателей.
Другой, «второй» РПЦЗ не существует, как и нет в ней больше никакого «митрополита Агафангела Пашковского». Был такой когда-то, но с 2009 года извержен из сана и пребывает в чине простого, заблудшего в данный момент, монаха. Еще более абсурдно называть «епископом» Зарубежной Церкви гражданина Бразилии по фамилии Петренко, бывшего священника РПЦЗ, которого «хиротонисал в епископы» лже-архиерей Пашковский.
В 2010 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви направил клиру Южно-Американской епархии, выбывшему из состава РПЦЗ, Открытое письмо, призывая их к покаянию. Неоднократно бунтующих приглашал вернуться, с обещанием полного прощения, и правящий архиерей Южноамериканской епархии, епископ Иоанн Каракасский. Но увы, послания остались Гласом вопиющего в пустыне.
Современное положение Троицкой церкви
Согласно регистрации в Аргентинском Министерстве Юстиции, Троицкий храм, первый русский храм в Южной Америке – это всего лишь частная собственность гражданской ассоциации мирских лиц, к канонической Православной Церкви более не имеющих отношение.
Последний священник храма скончался в 2015 году, будучи запрещенным в священнослужении. Человек, ныне театрально имитирующий богослужения, увы, священником не является, хотя когда-то им был, и был зарегистрирован именно как клирик РПЦЗ. Но теперь, после многочисленных увещеваний, уже и на государственном уровне зарегистрировано извержение из сана этого аргентинца, выдающего себя за «русского священника». В настоящее время в Аргентинском Министерстве Культов работают настоящие профессионалы, прекрасно разбирающиеся в Канонах церквей всех юрисдикций, знающие церковную историю, и имеющие прекрасный опыт различения подлинных клириков от самозванцев.
Подробно разработаны и описаны испаноязычными специалистами исторические принципы различения деноминаций различных религиозных общин. В 2018 году в Мадридском Университете защищена Докторская Диссертация о Правовом режиме религиозных служителей в Аргентине. Там, начиная со стр. 49 детально описывается принцип устроения каноничной Православной Церкви, а далее идет глава о принципах организации протестантских общин. Эта работа свободно размещена в интернете. Любой интересующийся человек может подробно изучить вопрос о том, может ли храмовая община, отвергшая в качестве своего главного управления епископскую власть, называться «Православной». В истории мирового Православия пока что таких примеров не было. Зато в протестантизме в изобилии. Так что называя свою Ассоциацию «Православной», аргентинские раскольники вновь и вновь обманывают добрых людей.
В Воскресенский Кафедральный Собор неоднократно приходили обманутые раскольниками Троицкой церкви люди. Были и такие, кто, приходя туда, интересовались и напрямую спрашивали о каноническом состоянии общины, на что им с фальшивой уверенностью заявляли, что все в порядке, храм «каноничный«. Остается спросить: что же раскольники подразумевают под словом «каноничность»? Вероятно, выдуманные Изразцовым или же ими самими «каноны», в которых можно обманывать власти и простых людей, можно переписывать церковное имущество как чью-то частную собственность, можно не подчиняться Синоду и епископам, можно при любой перемене настроения запросто переходить из одной юрисдикции в другую, не спрашивая разрешения своего архиерея…?
Канонические прещения за раскол
Канонические правила Антиохийского собора 341 года устанавливают наказание в виде лишения сана священникам, которые уклонились в раскол.
Сегодняшний «клирик» Троицкой церкви, являющийся, уже безвозвратно, мирянином, в течении 10 лет пребывал в состоянии запрещения в священнослужении, с возможностью покаяния и возвращение в лоно Церкви. По прошествии этого срока он был уведомлен Канцелярией Южноамериканской епархии о готовящемся снятии сана, с предоставлением уму срока для апелляции, которой, увы, так и не последовало.
Изверженный из сана Агафангел Пашковский – раскольник дважды, однажды уже каявшийся в расколе. Его изначальная «хиротония», совершенная в 1994 году суздальскими раскольниками, с богословской точки зрения является более чем сомнительной. Но после его раскаяния в расколе(!), в 1995-ом он был принят в Зарубежную Церковь с признанием его сана. И вот уже сам он возглавил новый раскол в 2007 году, не уврачеванный по сей день. Примечательно, что перед тем как объявить себя лже-«первоиерерхом» РПЦЗ, он проявил прямое непослушание ее Синоду, отказавшись принять кафедру именно Южноамериканской епархии! И вот такую сомнительную личность, известную своими крайне русофобскими взглядами, друга всевозможных религиозных самозванцев, начиная от пресловутого лжепатриарха Денисенко – такого оборотня наши здешние раскольники почли за честь поставить своим верховным пастырем. Остается только бесконечно удивляться таким «духовным» вкусам…
А каким с канонической точки зрения является положение тех пасомых, которые, будучи обманутыми волками в овечьих шкурах, оказались в раскольническом приходе? Есть ли у них надежда на возврат в каноническое состояние?
Официальная позиция Русской православной церкви по вопросу отношения к раскольническим сообществам была выражена в «Основных принципах отношения к инославию», принятых на архиерейском соборе 2000 года:
«…общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах… Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство».
Феномен раскола в истории Русской Церкви
Понятие церко́вный раско́л (греч. σχίσματα (схисмата) – схизма) означает «нарушение внутрицерковного единства из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догматах и таинствах, но по обрядовым, каноническим или дисциплинарным мотивам.»
В истории Русской Церкви самый известный и болезненный Раскол – тот, что был спровоцирован в XVII веке Патриархом Никоном. Но тех раскольников, несмотря на их очевидные исторические ошибки, мы все же обычно оцениваем как героев. Героев чести, верности своим взглядам, своему пусть порой и фарисейскому, желанию полной чистоты своих убеждений. Как жулики они себя не вели. Поэтому нет в преданиях о них судебных скандалов, связанных с желанием захватить собственность официальной Церкви.
Готовые страдать до смерти за свою верность старым обрядам, они никогда не прикрывались чужим именем, не пытались заманить к себе богомольцев, утверждая, будто они и есть настоящая Российская Православная Церковь. Не согласные с реформами, они оставляли все храмы «никонианам» и уходили в пустые места, чтобы построить там свои, старообрядческие храмы, да и всю свою жизнь построить так, как их душе угодно. Чтобы накопить на это средства многие из них занялись прибыльным купечеством. И именно купцы-старообрядцы славились своей кристальной честностью. Без бумаг и купчих порой совершали они миллионные сделки, ведь им всегда верили на слово, зная, что те не способны обмануть кого-то даже на копейку. За это Господь послал им материальное изобилие, а со временем, и пути решения их церковной проблемы: возможность возвращаться в законную Церковь и одновременно следовать милым их сердцу старым обрядами, через учрежденное в 1800 году Императором Павлом Единоверие. Св. Царь Николай II разрешил им свободно строить свои храмы в российских городах и заводить свою иерархию. А Постановлениями Поместных Соборов как РПЦ, так и РПЦЗ в 70-х гг. была признана равноспасительность старого и нового обрядов и были сняты клятвы со староверов и признаны недействительными постановления Большого Московского собора 1666—1667 годов. Сейчас «новообрядная» Православная Церковь с уважением и глубоким интересом относится к культурному и духовному наследию «старой веры», беря из нее лучшее, что мы можем взять и чему поучиться.
Будем молиться, чтобы Всемилостивый Господь даровал Свой Мир и единение Православному мiру Южной Америки, исцелил его кровоточащий раскол, чтобы духовное и культурное достояние его красивейшего и старейшего русского храма вернулось Русской Церкви, а через нее всему Соборному Православию, как это пророчески постановил еще 1949 году Приходской Совет Воскресенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе, что когда произойдёт воссоединение двух частей РПЦ, храм Святой Троицы должен будет снова принадлежать всей полноте РПЦ. И что это обязательно произойдет, когда возродится колокольный звон по всей России.