ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Что мы сегодня отмечаем и празднуем? Самый простой и краткий ответ гласит: День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси и одновременно День Крещения Руси! Память о крещении Руси, отнесённом к 988 году, отмечается ежегодно 28 июля (15)июля по юлианскому календарю, в день памяти святого Крестителя Руси. 

Более тысячи лет тому назад состоялось Крещение Руси. Продолжает ли существовать та тогдашняя Русь и по сегодняшний день? Или той Руси уже нет?

Русская эмиграция до Второй Мировой войны торжественно отмечала во всём мире День Крещения Руси как День Русской Культуры. Особенно широкий размах имели эти торжества в 1938 году, по случаю 950-летия Крещения Руси. Затем, уже после войны, Русская Эмиграция снова торжественно отмечала 1000-летие Крещения Руси в 1988 году.

В самой Руси, тогда еще неделимой на всем пространстве бывшего СССР, празднование 1000-летия ее Крещения вызвало небывалый подъем Национального самосознания, сопровождавшееся многочисленными культурными мероприятиями государственного уровня, и впервые за долгое время – свободно и открыто для всех проводимыми торжественными богослужениями.

Это современное государственное и религиозное торжество подтверждает также и современную актуальность деяний Святого Владимира и его заветов, среди которых центральное место занимает Крещение Руси. Акту Крещения предшествовал сложный процесс избрания веры, среди нескольких возможных альтернатив, а затем из самого факта Крещения вытекает несколько исторических заветов Святого Владимира. Эти заветы святого Владимира можно перечислить и резюмировать следующим образом:

Послы рассказывают Кн. Владимиру о различных верах.

  1. Выбор Православной Христианской веры. Киевский Летописец повествует, что князь Владимир, прежде чем креститься, основательно исследовал многие уже тогда хорошо известные на Руси религии: мусульманскую, иудейскую, латинскую римо-католическую и, наконец, православную греческую. Согласно преданию, он лично принимал у себя представителей этих вероисповеданий, а затем также послал своих послов объехать их страны, чтобы получить более полную информацию из первоисточников. Сделанный в результате этих исследований выбор был свободным и публичным, без посторонних или подспудных принуждений, давлений или влияний.

Согласно современной терминологии, это был выбор демократический,
учредительного и конституционного характера
, то есть «выбор навсегда», согласно терминологии учредителей США. Таким образом, все игнорирующие сегодня этот завет Святого Владимира и ищущие ориентацию в других местах, от которых Святой Владимир отвернулся, по существу ему изменяют.

  1. Крещение всея Руси. Сперва крестился сам Владимир Святой в восточно-римском (византийском) городе Херсонесе, по-русски Корсуни, на территории сегодняшнего Севастополя, а затем крестился и весь народ в Киеве, второй столице древнерусского государства. Летописец и другие авторы, через несколько десятков лет после смерти святого Владимира, постоянно подчеркивают всеохватывающий, упорный, настойчивый план крещения всея Руси и всего русского народа, воплощенный волей Святого Владимира.

В своем похвальном слове, мних Иаков многократно повторяет: «Крести же всю землю русскую от коньца и до коньца… И всю землю русскую исторже из уст диаволь и к Богу приведе и к свету истинному». А по выражению митрополита Илариона, первого киевского митрополита из русских, «труба апостольская и гром евангельский огласили все города, и вся земля наша в одно время стала славить Христа».

  1. Единство Русской Земли. Что представляла из себя эта «вся земля наша», о которой говорят митрополит Иларион, наши древние летописцы и автор «Слова о полку Игореве»?

Это недвусмысленно видно из распределения епископских кафедр при Святом Владимире, на тогда единой Руси. Это распределение крестообразно: с юга на север, и с запада на восток. Именно так возникла Русская Церковь. На дальнем юге унаследована от древности епископская кафедра в Тмутаракани, на азовско-черноморском Предкавказье (по-гречески «Таматарха», нынешние Тамань и Темрюк). На севере была основана епископская кафедра в Новгороде, куда в 991 году святой Владимир послал первого новгородского епископа Иоакима. На западе была основана епископская кафедра во Владимире Волынском, а на востоке, в Суздальской Руси, святой Владимир установил первую кафедру в Ростове. Ростов лежит восточнее Москвы, так что сегодняшние утверждения, что Суздальская или Московская Русь якобы не были причастны к акту крещения всея Руси Святым Владимиром – не соответствуют исторической правде, а современным идеологическим фальсификациям.

Да и столица Суздальской Руси – Владимир, была основана при святом Владимире и названа его именем. Москва была основана в 1147 году киевским великим князем Юрием Долгоруким, праправнуком Святого Владимира. Во Владимир переместилась в 1299 году из разрушенного татарами Киева – вместе с частью населения – Митрополия Русской Церкви, и так со временем город Владимир стал третьей столицей всея Руси, а затем Москва – четвёртой.

Это установление епископских кафедр по «всей Руси», Святой Владимир подкрепляет также и назначением своих сыновей на городские княжения, тоже по «всей земле русской»: в Тмутаракани, Владимире Волынском, Турове, Пскове, Полоцке, Смоленске и опять же в Суздальской Руси, в Муроме, еще восточнее Ростова.

Значит, «Крещение Руси» при Владимире Святом достигло всех тогдашних областей нашей страны, о чем и свидетельствует летописец: «Крести же всю землю русскую от
коньца и до коньца
». Киевский митрополит Иларион поясняет:: «Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычествоваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли». (Перевод академика Д. Лихачева на современный русский язык).

Автор «Слова о полку Игореве» тоже неоднократно говорит о «Русской земле» и печалится о её страданиях:

И  начяша  князи  про  малое  
«се  великое»  млъвити,  
а  сами  на  себе  крамолу  ковати.  
А  погании  съ  всехъ  странъ  прихождаху  съ  побъдами  
на  землю  Рускую
…  

О,  стонати  Руской  земли,  
помянувше  пръвую  годину  
и  пръвыхъ  князей!  
Того  старого  Владимира  
нельзе  бе  пригвоздити  къ  горамъ  киевьскымъ…  

Эту  «землю  русскую»,  со  всеми  установленными  на  ней  Cвятым  Владимиром  епархиями,  образующими  один  митрополичий  округ,  в  Константинополе  называют  «Россия».  Другими  словами,  историческая  Россия  –  это  соборная  совокупность  Новгородской  Руси,  Киевской  Руси,  Волынской  Руси,  Суздальской  Руси  и  Тмутараканской  Руси,  то  есть  тогдашней  «всея  Руси».  Это  имя  значится  на  многих  византийских  документах,  иногда  с  одним  «с»,  а иногда  с  двумя  «с»,  например,  при  патриархе  Николае  Грамматике  в  1092  году  и  при  патриархе  Иоанне  в  1107  году.  Иногда  слово  «Россия»  становится  частью  имени  греческого  митрополита  в  Киеве,  например  «Михаила  Руского»  (Михаил  Росияс),  упоминаемого  в  1171  году.  А  «Бабка»  Святого  Владимира  на  греческих  иконах  именуется:  «Святая  Ольга,  Великая  Княгина  Российская»  (Агия  Олга,  Мэгалэ  Архонтиса  тон  Росиас).  

4. Духовнокультурное  единства  Руси.  Имя  «Россия»  обозначает  со  времён   Владимира  Святого  форму  и  содержание  новой  самобытной духовнокультурной  единицы,  продолжающей  существовать  и  сегодня,  через  тысячу  с  лишним лет,  несмотря  на  разные  мутации  и  перемены  в  её  государственной  оболочке. Больше того, эта новая русская национальная культура свободно вошла в состав тогдашней Восточно-европейской цивилизации, первоначально зародившейся в рамках Восточной Римской Империи, установленной в 395 году императором Феодосием Великим. Так, уже тогда, «подле Западной Европы, для общей деятельности с нею, явилась новая Европа, Восточная.» (С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Москва, 1963. Том [Х, стр. 320.)

Арнольд Тойнби считает, что эта Восточноевропейская православная
цивилизация является одной из пяти современных цивилизаций, из общего числа двадцати всех бывших в истории человечества цивилизаций.

Со времён Тойнби, закончившего свое исследование после Второй мировой войны, заметны некоторые перемены в подобных перечнях современных цивилизационных сфер. Например, известный североамериканский политолог Самуэль Хантингтон, во время одного своего доклада в Буэнос-Айресе в 90-х годах прошлого века, выразил мнение, что страны Латинской Америки постепенно отпочковываются от Западноевропейской цивилизации в свою собственную автономную латино-американскую цивилизацию. Также можно добавить предположение, что Западноевропейская цивилизация сегодня становится Евро-североатлантической цивилизацией, но уже давно не православной, и сегодня даже уже и не совсем христианской. В то же самое время, Восточневропейская православная цивилизация становится Евразийской цивилизацией.

В этих цивилизационных мутациях и заключается главный смысл макроистории (большой истории) и макрополитики. Сегодня коренной смысл русофобских позиций Запада сводится к стремлению не допустить православного христианского преображения России, сиречь заставить её изменить заветам святого Владимира. Тогда больше не будет в мире многополюсной и многокультурной цивилизации, с миролюбивым и дружественным по отношению к другим культурам русским полюсом, а гегемония лишь одного мировоззрения.

  1. Учреждение «Устава Земли Русской». Летописец свидетельствует: «И бе Володимер думая с дружиной о строи земленем и уставе земленем». Два раза повторяемое в этой фразе слово «земленем» указывает нам на земский, то есть на территориальный, а не групповой (родовой, племенной, сословный, партийный или корпоративный) характер этого Устава.

Посольство в Польшу во время Смутного Времени, возглявляшееся митрополитом Филаретом, отцом будущего царя Михаила Федоровича, конкретно указывает в 1610 году на Святого Владимира, как учредителя Боярской Думы, начиная с которого ни одно «великое государственное дело» на Руси не совершается без её совета. Дума состоит из созванных князем, а затем царём, старших дружинников, позже называемых «боярами». Само это действие созыва и назначения указывает на происхождение Думы от Римского Сената в Константинополе, также как и учреждения царского и патриаршего достоинства.

По гречески Сенат называется «Синклит», что и значит буквально «созванные». («Синклит» одного корня с глаголом «скликать»). Известный русский историк-эмигрант М.В.Зызыкин, в своем труде «Царская власть и Закон о престолонаследии в России» утверждает, что Древняя Русь во многом следовала примеру Византийской Империи, имеющей началом основание Константинополя святым равноапостольным Константином Великим.

При Святом Владимире к нашей стране уже окончательно применяется имя «Россия», сразу же входящее и в международный обиход, как на Западе, так и на Востоке, («Ρωσια» по-гречески, и «Rusia» или «Russia» по-латыни). Хотя, в византийских источниках уже великий князь киевский Игорь и великая княгиня киевская святая Ольга величаются «великим архонтом России» и «великой архонтиссой России».

 

Медный медальон в честь 1000-летия Крещения Руси, отлитый в Буэнос-Айресе в 1988 году.

6. Известный мыслитель Русского Зарубежья, архимандрит Константин, в миру профессор К. Н. Зайцев, считает, что Святой Владимир «разрешил вопрос: возникнуть России или не возникнуть… Наставал момент религиозного самоутверждения Руси в сложном переплёте вероисповедных воздействий, которым она были открыта. Дать миру блестящий, но эфимерный эпизод Святославовой завоевательно-героической эпопеи, а затем растворится в качестве этнографического материала среди соседних миров в чуждых религиозных стихиях, или найти себя, найти свой самобытный духовно-национальный облик и тем самым начать жизнь нового культурно-исторического мира, обособленного от миров соседних, вот какая дилемма стояла перед Русью в лице Владимира.» (Киевская Русь. Шанхай, 1949).

Это была не только историческая дилемма того момента, но существенная дилемма Руси всех времён: времён Святого Владимира, времён Святого Александра Невского, а также и наших времён. +

Источник: Кадетское Письмо N126. Буэнос-Айрес, июль 2020. (в сокращении)

Deja una respuesta

Tu dirección de correo electrónico no será publicada. Los campos obligatorios están marcados con *