В согласии с аргентинской Конституцией и с вытекающими из неё законами, в Аргентине существует Римо-Католическая Церковь, каковая не обязана специально регистрироваться, ибо она предшествовала Аргентинскому Государству. Однако все другие вероисповадания, хотя и полностью свободны в Аргентине, обязаны зарегистрироваться как таковые в «Отделе Не-Католических Культов Министерства иностранных дел и культов», в подтверждение чего они получают сответствующий номер.
Эта регистрация обеспечивает зарегистрированным религиозным деноминациям право на зарегистрированное имя, а также и право на религиозную деятельность под этим именем, в рамках общего аргентинского законодательства. Однако, эта регистрация не касется внутренних организационных структур религиозной деноминации.
В Аргентине владеть недвижимым имуществом могут, кроме «физических лиц», только лишь гражданские «юридические лица», но не любые общественные, культурные, религиозные или иные подобные организации, а только если они сделают все нужные формальности для обретения также и статуса гражданского «юридического лица».
Если таким образом зарегистрированная религиозная организация захочет иметь собственное недвижимое имущество, она должна оформить кроме того свое гражданское «юридическое лицо», в согласии с гражданскими законами, и зарегистрировать его перед «Инспекцией Юстиции» министерства Юстиции, где обязаны регистрироваться все коммерческие и гражданские юридические лица.
Местная епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве Иностранных Дел и Культов Аргентины под номером 119, как «Русская Православная Церковь в Аргентине», по-испански «Iglesia ortodoxa Rusa en la Republica Argentina», с конкретным указанием, что она является епархией РПЦЗ.
Когда затем эта епархия РПЦЗ в Аргентине стала строить свои собственные храмы на территории Аргентины, она была вынуждена образовать и оформить также и свое собственное юридическое лицо, для владения и управления этим недвижимым имуществом РПЦЗ в Аргентине..
Тогда было выбрано название «Русская Православная Конгрегация в Аргентине», хотя вместо слова «Конгрегация» можно было выбрать любое другое схожее слово, как, например, «ассоциация». Она получила «юридическое лицо» от Правительства Аргентины 27 августа 1953 года, под номером 358501.
«Русская Православная Конгрегация в Аргентине» в своем Уставе заявляет, что её единственной целью является приобретение, владение и управление имуществом «Русской Православной Церкви в Аргентине», то есть имуществом РПЦЗ на территории Аргентины. В свою очередь, в уставе Конгрегации недвусмысленно указано, что РПЦЗ возглавляется «Священным Архиерейским Синодом в Нью-Йорке» (Santo Sinodo de Obispos en Nueva York), даже с указанием его точного адреса: 75 East 93 Street.
В редакции первоначального варианта устава Конгрегации, выработанного инициативной группой мирян, среди каковых находились также и лица так или иначе связанные с международными филантропическими и благотворительными организациями, в параграфе № 19 было указанно, что правящий епархиальный архиерей РПЦЗ яляется лишь «почетным председателем» Конгрегации, с правом участия в заседаниях Правления Конгрегации, но без права голоса. Этот вариант устава был утвержден, по просьбе указанной инициативной группы, правительством Аргентины в августе 1953 года. Однако, когда затем в Аргентину прибыл архиепископ Афанасий, он определил, что такое предписание не соответствует каноническим нормам Православной Церкви, а скорее сообразуется с протестантско-экуменическими представлениями о Церкви.
Правила Святых Апостол предписывают: «Епископ да имеет попечение о всех Церковных вещах, и оными дя распоряжает, яко Богу назирающу» (Правило 38), и «Повелеваем Епископу имети власть над Церковным имением. Аще бо драгоценныя человеческия души ему вверены быть должны: то кольми паче о денгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти» (Правило 41).
Архиепископ Афанасий особенно подчеркивал, что канонически распоряжаться церковным имуществом может только лишь правящий Епископ, ибо приравнивать имущество Православной Церкви к частному или коммерческому гражданскому имуществу является еретическим соблазном.
Посему, Общее Собрание Конгрегации тогда исправило в православном духе текст своего Устава, указав в его исправленном параграфе № 17, что «Председательство в Правлении Русской Православной Конгрегации всегда будет принадлежать старшему священнослужителю Русской Православной Церкви в Аргентине, являющейся епархией РПЦЗ.»
Кроме того, этот исправленный параграф устава Конгрегации также предписывает, что из девяти членов её Правления, три члена должны быть священнослужителями РПЦЗ, а из трёх членова Ревизионной комиссии, один член должен быть священнослужителем РПЦЗ.
Этот текст параграфа № 17 устава Конгрегации был утвержден 15 января 1958 года Декретом Президента Аргентинской Республики № 446. Посему, Архиепископ Афанасий, в одном из своих последующих официальных обращений к аргентинской пастве, подчеркивал: «Как известно, наша Аргентинская епархия Русской Зарубежной Церкви Заграницей имеет свою юридическую корпорацию под названием “Русская Православная Конгрегация в Аргентине”».
Церковный вестник № 5 Воскресенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе,
Русской Православной Церкви Заграницей.
Издается по благословению Преосвященного Иоанна,Епископа Каракасского и Южноамериканского.
«Zerkovniy vestnik», boletín parroquial de la Catedral de la Resurrección de N. S. Jesucristo,
de la Iglesia Ortodoxa Rusa en la República Argentina. № 5. Diciembre de 2009. Núñez 3541, Buenos Aires.