В 2020 году исполнилось 10 лет со дня кончины митрофорного протоиерея, ключаря Воскресенского Собора в Буэнос-Айресе, отца Владимира Скалона. Память о нем в сердцах прихожан и духовенства. Для многих батюшка был духовным отцом, многих крестил, венчал и отпевал за годы своего 60-летнего служения у Престола Божия. На базе нашего сайта, с благословения Владыки Иоанна, мы начинаем сбор воспоминаний об этом замечательном человеке. Просьба откликнуться тем, кому посчастливилось общаться и молиться рядом с о. Владимиром. Ждем Ваших сообщений на электронный адрес сайта: iglesiarusaoficial@gmail.com
А пока вспомним родословную и основные вехи его жизни.
Отец Владимир Скалон – потомок древнего дворянского рода, происходящего от французского гугенота Георгия де Скалона, переселившегося после отмены Нантского эдикта в Швецию. Его сыновья Степан и Даниил переселились в Россию в 1710 году, когда царь Петр Первый пригласил, после русской победы у Полтавы, шведских офицеров на службу России. С тех пор, все члены этого рода служили России. Во время Отечественной войны 1812 года, пра-пра-прадед отца Владимира, Антон Антонович Скалон погиб во время обороны Смоленска. Когда Наполеон увидел его могилу, с фамилией «De Skalone», он спросил, почему у этого русского офицера французская фамилия. Когда Наполеону ответили, что этот офицер – французского происхождения, Наполеон приказал охранять с уважением эту могилу.
Дед отца Владимира Скалона – Генерал-адьютант, генерал-от-кавалерии, военный историк Дмитрий Антонович Скалон (1840-1918) – был председателем Императорского Русского военно-исторического общества, а отец был офицером Императорской Гвардии.
Отец Никола́й Дми́триевич Скало́н (1886 — 1946) — полковник Уланского Её Величества лейб-гвардии полка, участник Первой мировой войны и Белого движения. В 1918 году он бежал из Киева, спасаясь от расстрела, и перебрался в Германию. В Дрездене он вторично женился на Софье Михайловне. И в 1923 году, 5 октября, у них родился сын Владимир.
В то время в Германии находилось около полумиллиона русских белых эмигрантов. Большинство из них затем переехали во Францию, однако семья отца Владимира осталась в Дрездене, где он закончил среднюю школу. Во время страшной бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года, будущий отец Владимир находился в этом городе, и тогда дал обет, что если выживет, то со временем станет служителем Церкви. И сразу же по окончании войны, он начал регулярно прислуживать при синодальном соборе РПЦЗ в Мюнхене, куда переехала его семья.
Затем семья переехала во Францию, а из Франции в 1949 году в Аргентину. В Аргентине отец Владимир работал как служащий в администрации авиационных кампаний. Одновременно, с момента своего приезда в 1949 году в Аргентину, он пел в православном церковном хоре недавно образовавшейся епархии РПЦЗ, и прислуживал как иподьякон за богослужениями. Так как у него был очень хороший слух и красивый голос (бас), он часто читал Апостола во время Литургии. В диакона он был рукоположен в 1955 году, и с этого времени служил в Воскресенском приходе Буэнос-Айреса, который на тот момент временно располагался в подвале. Помогал в начавшемся в 1957 году строительстве кафедрального Воскресенского собора и участвовал в его освящении 10 июля 1960 года. Затем последовало рукоположение в священника, а в 1982 году – он уже митрофорный протоиерей.
С 1984 г. – заместитель председателя епархиального совета Аргентинско-Парагвайской епархии Русской Зарубежной Церкви, заместитель настоятеля Воскресенского собора. В 90-е годы, в виду продолжительных периодов отсутствия правящих архиереев, неоднократно исполнял обязанности Настоятеля Воскресенского Собора и Администратора Епархии. Таким образом, отец Владимир всю свою жизнь в Аргентине, с 1949 года до 2010 года, так или иначе служил при этом Храме, всего 61 год, за исключением своей трехлетней командировки в Святую Землю в 1985 – 1988 годах, в которой он исполнял обязанности Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (РПЦЗ).
Кроме Воскресенского Собора отец Владимир также духовно окормлял ряд храмов в Буэнос-Айресе и его пригороде: Всех Святых в Земле Российской Просиявших в г. Вилла-Ариза (Итусаинго) и Святого Иоанна Предтечи в г. Вилла-Диаманте. Кроме того, он много лет был духовником ОРЮР (Организации Российских Юных Разведчиков) и русской школы и гимназии при этой организации.
В 1988 году, по инициативе батюшки Владимира, после его возвращения из Святой Земли, в Аргентине было создано «Совещание русских белых организаций», чтобы помочь РПЦЗ организовать празднование Тысячелетия Крещения Руси. В это Совещание тогда вошли практически все русские белые организации в Аргентине, которые совместно с РПЦЗ организовали ряд публичных актов на русском и на испанском языках, по случаю Тысячелетия.
Протоиерей Владимир Скалон был одним из основателей в 1953 году Русской Православной Конгрегации в Аргентине, являющейся администратором церковного имущества РПЦЗ в Аргентине, с юридическим лицом Аргентинской Республики. Отец Владимир был постоянным секретарем Конгрегации в течение нескольких десятилетий. Согласно уставу Конгрегации, утвержденному правительством Аргентины, её председателями являются «экс офисио» правящие архиереи РПЦЗ в Аргентине, или их заместители, как и в других подобных организациях. После кончины Владыки Александра (Милеанта), отец Владимир снова был назначен Администратором Епархии, и как таковой стал председателем Конгрегации. Отношения с этой организацией стали последним жизненным испытанием батюшки, подорвавшим его здоровье, его личной Голгофой.
Как сообщается в посвященной о. Владимиру статье Википедии, «в 2007 году он «поддержал подписание Акта о каноническом общении, однако группа клириков и мирян Южно-Американской епархии, настроенных непримиримо к Московскому Патриархату и Акту о каноническом общении решили перейти в юрисдикцию епископа Агафангела (Пашковского) для чего захватили контроль над возглавляемой отцом Владимиром Скалоном Русской Православной Конгрегацией в Аргентине. Для достижения поставленной цели путём ввода новых членов, число каковых было удвоено, Конгрегация оказалась под контролем агафангеловцев. После этого был поставлен на голосование ряд реформ устава конгрегации, в которых отметалась любая связь с епископами Русской Зарубежной Церкви, а также требование, чтобы председателем конгрегации был епископ или священник Русской Зарубежной Церкви и чтобы в её правлении было определенное число священников. Протоиерей Владимир Скалон, член этой организации с самого момента её учреждения, внёс свой протест против «этих неканонических протестантских реформ», за что был подвержен «суду» специально созданной комиссии из трех мирских членов конгрегации и в результате заменён в своей должности женщиной, состоящей в раскольнической организации
Одновременно, некоторые раскольники стали публично и неистово требовать от него, после совершаемых им богослужений в Воскресенском кафедральном соборе, чтобы он «ушёл из собора», дабы освободить место для другого священника, уже «назначенного в этот собор епископом Агафангелом из Одессы». Всё это очень плохо отразилось на здоровье отца Владимира, который сильно от этого страдал, иногда до слёз. Суд в итоге стал на сторону канонической Церкви.
Побывавший в ноябре 2008 года в Аргентине в рамках Дней русской культуры в Южной Америки архимандрит Тихон (Шевкунов) особо отметил митрофорного протоиерея Владимира, который по его отзыву являет собой «образ настоящего мудрого русского священника». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BD,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Протоиерей Владимир Скалон был избран членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года, но из-за преклонного возраста и болезни не смог поехать в Москву. В это время состояние здоровья отца Владимира также уже не позволяло ему совершать богослужения. Он только смог присутствовать на выносе Плащаницы в Кафедральном Соборе в том году .
Во время празднеств по случаю Пятидесятилетия освящения Воскресенского Кафедрального Собора, прибывший из Нью-Йорка митрополит Иларион, Первоиерарх РПЦЗ, посетил на дому отца Владимира, вместе с митрополитом Платоном, возглавлявшем тогда Южноамериканскую епархию РПЦ, и новым епископом от РПЦЗ Иоанном. До кончины Батюшки оставалось меньше месяца.
22 мая 2010 года, в Троицкую родительскую субботу и в день перенесения святых мощей святителя и чудотворца Николая, отец Владимир мирно отошел ко Господу. Отпевание состоялось в воскресенье 23 мая, в Воскресенском Кафедральном Соборе. Служили Митрополит Платон Буэнос-Айресский и Южно-Американский, Епископ Иоанн Каракасский и Южно-Американский, Протоиерей Игорь Булатов, иерей Владимир Лазурченко и протодиакон Николай Радиш. Погребение состоялось в понедельник 24 мая на Британском кладбище.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего протоиерея Владимира, прости ему все согрешения вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.+