Протоиерей Георгий Романов, основатель «Русского Очага» в Аргентине

(1901-1968)

Происхождение

Дед будущего о. Георгия был крепостным по фамилии Погодаев. За одаренность и выдающийся характер он получил от барина вольную грамоту задолго до реформы 1861 года, с правом именоваться фамилией Погодаев-Романов. Жена его рано скончалась, и своего 9-летнего сына Леонида он отвез в Швейцарию, где определил на время в простую семью. По прошествии некоторого срока, отец вытребовал сына обратно. К этому времени тот прекрасно говорил по-французски, но совершенно забыл родной русский язык. Путешествие из Швейцарии в Россию мальчик проделал самостоятельно.

Впоследствии потомки бывшего крепостного стали именоваться Романовыми.

Леонид женился и выучился на инженера-химика. Семья его была неверующей и революционно настроенной. 9 февраля по новому стилю (22.02. ст.ст.) 1901 года в Тифлисе у них родился сын Георгий.

Молодые годы будущего пастыря

Окончивая Тифлисскую гимназию, юный Георгий, уверовал в Бога и заявил отцу, что намерен поститься и говеть в Великий Пост. Тот не стал ему чинить в этом препятствия, уважая решения сына.

В 1916 году Георгий оставил учёбу в гимназии и поступил добровольцем в ряды Русской Императорской Армии. До развала армии в 1917 году, Георгий воевал на Кавказском Фронте. После демобилизации он сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости и женился в 17 лет на Надежде Николаевне Дринг из благочестивой семьи пятигорских мещан.

Душа православного молодого человека, видя ужасы Красного террора, не могла смириться с богоборческой властью большевиков, и он в 1918 году поступил добровольцем в ряды Корниловского полка Добровольческой Армии. В последующем Георгий был направлен в Корниловское военное училище, по окончании которого был произведён в чин подпоручика и продолжил Белую Борьбу в Вооруженных Силах Юга России генерала А.И. Деникина и Русской Армии генерала, барона П.Н. Врангеля. После эвакуации из Крыма находился, вместе с Белой Армией, в Галлиполи.

Затем, в вынужденной эмиграции, до начала Второй Мировой войны Георгий Леонидович с семьёй проживал в Болгарии, Югославии, Франции. В последней он постцпил на математическом факультете в Сорбонне.

В 1924 году у супругов родилась дочь Александра, в 1928 году – сын Леонид. Чтобы прокормить семью, будущий пастырь был вынужден оставить учёбу в университете и устроиться на работу шофёром такси. Его жена Надежда Николаевна преподавала в воскресно-четверговой школе Русского студенческого христианского движения (РСХД), основанной С.С. Шидловской.

С развитием сети летних лагерей РСХД супруги Романовы стали во главе организации детских летних колоний, устраивавшей детские лагеря на юге Франции. Большую роль Георгий Леонидович сыграл в деле перехода РСХД в собственное помещение на улице Оливер де Серре, где РСХД обрело приют на 10 лет. В 1938 году семья Романовых переселилась в пригород Парижа Медон.

В 1930-е годы Георгий Леонидович являлся членом комитета по объединению русских церковных юрисдикций.

Выехав в 1939 году по делам в Швейцарию, он не был допущен обратно во Францию, как иностранец, поскольку имел югославянский паспорт. По этой причине всей семье пришлось переехать на местожительство в Югославию. Там семья Романовых духовно окормлялась в Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ).  

Будучи убежденным монархистом, Георгий Леонидович принимал деятельное участие в монархической работе и в 1940 году выступил с собственным пространным докладом “Наше понимание монархии” (своего рода катехизис русского монархиста) на собрании Русского Национального Союза участников войны (РНСУВ) генерала А.В. Туркула. В том же году доклад был издан под псевдонимом Г. Погодаев на средства РНСУВ отдельной брошюрой в 60 страниц (в настоящее время является библиографической редкостью).

Война

В 1941 году во время «пасхальной» бомбардировки Белграда, у Георгия и Надежды погибла их 17-летняя дочь Александра. На ее 13-летнего брата Леонида (учившегося в кадетском корпусе), гибель сестры произвела сильное впечатление, подействовав в последствии на его решение стать монахом.

В 1944 году Георгий Леонидович с семьёй и с их друзьями Трояновыми покидали Белград, убегая от наступающей Красной армии. Проехав через Венгрию, они прибыли в столицу Австрии Вену. Отсюда в 1945 году они шли пешком через Альпы до Швейцарии. Несколько раз они подвергались смертельной опасности, теряли путь и, в буквальном смысле оказывались на краю пропасти. 16-летний Леонид помогал нести на спине старенькую бабушку семьи Трояновых, которая не могла ходить. Все же, они благополучно добрались до Женевы, где в это время находилось Братство преп. Иова Почаевского, которое эвакуировалось сюда из Словакия. За короткое время семья Романовых привела дом Братства в образцовый порядок.

В это братство в конце Войны сын Леонид и поступил послушником. Впоследствии братия переехала в США, в Джорданвилльский Свято-Троицкий монастырь, где в 1948 году Леонид был пострижен в монашество под именем Герасима.

В 1950 году мон. Герасим, сын будущего о. Георгия Романова, был рукоположен Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Анастасием (Грибановским) в иеродиакона, через восемь лет в иеромонаха. Настоятельствовал в русской церкви в Тегеране в 1958-1961 гг., служил помощником настоятеля храма Всех русских святых в Париже в 1961-1968 гг., а с 1968 по 1969 годы настоятелем этого храма. В 1966 году был возведён в сан игумена. В 1969 году вернулся в США, где был назначен служить на приходе в Чикаго-Детройтской епархии, а затем в Восточно-Американской епархии. В 1990 году вышел за штат по болезни и проживал до своей кончины в 2005 году на покое на попечении матушки Марии Георгиевны Шишковой в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

Священство. Переезд в Аргентину

23 июня 1946 года в Кресто-Воздвиженском русском православном храме Женевы состоялось рукоположение Георгия Леонидовича в сан диакона, а через пять месяцев этого же года он был возведен в сан иерея Митрополитом Анастасием (Грибановским).

По всей видимости, при содействии протопресвитера отца Константина Изразцова (1865-1953) и его сына Гавриила Константиновича, 1 декабря 1946 года семья Романовых переехала в Аргентину. Здесь отец Георгий получил благословение на дело материального устройства и духовного окормления прибывавших в большом количестве русских беженцев, основав благотворительное общество «Православный Русский Очаг».

«Русский Очаг»

В предместье Буэнос-Айреса Итусаинго (Ituzaingo) был арендован старый дом, в котором о. Георгий с матушкой устроили детское общежитие (для детей, родители которых работали), а крайнюю комнату обустроили как храм «Всех Святых в Земле Российской Просиявших». В этом эмигрантском поселении о. Георгий ввел строгий устав служб, почти монастырский, а в свободное время были организованы различные мастерские – для тех, кто не мог самостоятельно найти себе работу.

Впоследствии вблизи дома был приобретен большой участок земли, на котором трудами отца Георгия через 20 лет вырос большой храм в новгородском стиле «Всех Святых в Земле Российской Просиявших» и были выстроены дома для бедных и бессемейных стариков «Русский очаг», дом для настоятеля и причта. Настоятельствовал отец Георгий 21 год (1947-1968), являясь членом совета Аргентинской епархии РПЦЗ.

Протоиерей о. Георгий, был замечательным пастырем, чьи проповеди производили глубокое впечатление на слушавших. Некоторые проповеди, а также многочисленные статьи он публиковал в аргентинских газетах русской белой эмиграции “Наша Страна”, “Русское Слово” “Православное Слово”, чем снискал большую любовь и огромный авторитет среди православных людей русской колонии в Аргентине.

Скончался протоиерей Георгий Романов 11 марта 1968 года в больнице, где незадолго до этого перенес тяжелую операцию на сердце. Когда вскоре, после операции, прибыла в его приход Чудотворная Икона Божией Матери Курской-Коренной, он лег плашмя на землю, чтобы Икону пронесли над ним.

Честные останки отца Георгия покоятся в основанной им усыпальнице Святого Иоанна Многострадального Печерского при храме “Всех Святых в Земле Российской Просиявших” в Итусаинго. Усыпальница расположена в крипте храма, на стеллажах в небольших гробах находятся останки усопших, их около 300, но к сожалению, в настоящее время доступ к ним невозможен по причине захвата храма раскольниками. Ведется судебная тяжба, и все мы ожидаем разрешения этой несправедливой ситуации.

Над останками отца Георгия сооружено надгробие в виде русской церквушки и помещена скромная эпитафия: «Романов Георгий. 9/22.2.1901-27.2./11.3.1968. Протоиерей». Рядом прах его жены: «Романова, ур. Дринг, Надежда Николаевна. 14.9.1899-4.2.1978».  

Некрополь храма св. Иоанна Печерского с гробницей над останками о. Георгия Романова

Источники:

Воспоминания Марины Александровны Гершельман и Марии Александровны Кублицкой (Буэнос-Айрес). Дополнено по: И.М. Памяти игумена Герасима // “Православная Русь”, Церковно-общественный орган РПЦЗ, 2005, №5, С.14-15 (Джорданвилл, шт. Нью-Йорк, США); Незабытые могилы. Российское Зарубежье: некрологи 1917-1999 (Составитель В.Н. Чуваков). Т.6. Книга первая, Пос-Скр. М., РГБ «Пашков Дом». 2005. С.263-264; Нивьер Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели Русской Эмиграции в Западной и Центральной Европе» 1920-1995 гг.- Москва-Париж, «Русский Путь» — YMCA-PRESS, 2007. С.150-151,398-399.   

Deja una respuesta

Tu dirección de correo electrónico no será publicada. Los campos obligatorios están marcados con *