Русская Эмиграция в Аргентине, после Второй мировой войны, в процессе учреждения Аргентинской Епархии РПЦЗ, построила около десяти храмов и часовень в буэнос-айресских пригородах, а именно в Вижа Бажестер, Темперлей, Итусаинго, Кильмес, Диаманте, Машвиц, и в провинциях Кордоба и Рио Негро. Все эти храмы Русская эмиграция построила в течение первых двадцати пяти лет своего пребывания на новом месте Изгнания.
В преддверии празднования памяти преп. Сергия Радонежского, мы вспомним историю создания большого приходского комплекса в Вижа-Бажестер, стоящего ныне в большом запустении: материальном и духовном.
Как само здание церкви в честь преп. Сергия, так и другие постройки при нем: дом для причта, школа, Кадетский музей, епархиальный Актовый зал, спортивная площадка – были построены общими усилиями русских эмигрантов, в первую очередь, членов Кадетского корпуса, под руководством епархии РПЦЗ и для этой епархии. Точно также и созданное в те же годы юридическое общество «Русская Православная Конгрегация» являлась неотъемлемой частью Южноамериканской епархии РПЦЗ, и никак не может быть рассматриваема как некое общество вне ее. В настоящее время, к сожалению, храм оккупирован людьми, никакого отношения к епархии не имеющими, но самозванно выдающими себя за якобы «РПЦЗ», а на деле являющимися сектой, не признаваемой ни одной современной Православной поместною Церковью. Храм находится в состоянии осквернения кощунственными «таинствами» и богослужениями, совершаемыми в нем лицами, выдающими себя за православных священников, но таковыми не являющимися. Вместо законной власти епископа Каракасского и Южноамериканского Иоанна, в Бажестерском приходе почитают в качестве «архиерея» гражданина Бразилии по фамилии Петренко, бывшего клирика РПЦЗ, извергнутого из сана Указом Архиерейского Синода в 2014 году.
В архивах Аргентинской Епархии РПЦЗ сохранилась «Краткая история прихода Св. Преподобного Сергия Радонежского в Виже Бажестер», написанная одним из строителей храма этого Прихода М. К. Борель. Первым обратил внимание и обнародовал этот уникальный документ историк нашей епархии, приснопамятный Игорь Николаевич Андрушкевич. Приводим здесь эту статью, опубликованную в церковном вестнике «Под Южным Крестом» в 2017 году.
Создание прихода Св. Преподобного Сергия Радонежского в Виже Бажестер
Идея создания прихода в Виже Бажестер принадлежит семье Максимовых (Сергею Григорьевичу и Наталии Вадимовне), при полной моральной и материальной поддержке Александра Викторовича Стрелина и Вячеслава Ивановича Остроумова, которым удалось сперва получить помещение для совершения богослужений при англиканской церкви в Вижа Бажестере. Правящим тогда Аргентинской епархией архиеп. Пантелеимоном был назначен на этот приход протоиерей Иоанн Грамолин. Первые богослужения начались в первых месяцах 1949 года. Через некоторое время г.г. Стрелину и Остроумову, под их личную гарантию, удалось снять дом на улице Альвеар 564, в котором, в первых двух комнатах, была помещена церковь, а в остальных помещениях поселились о. Иоанн Грамолин, диакон о. И.Гречишкин с семьей, а также монахиня Гавриила, которая взяла на себя заботу об уборке и украшении церкви, и еще несколько семейств. Первым настоятелем был о.Иоанн Грамолин, старостой А. В. Стрелин, псаломщиком С.Г.Максимов, остававшимся таковым до своего отъезда в Америку. Он же был регентом хора, очень сперва малочисленного, в котором пели, главным образом, члены семьи Максимовых. Службы в церкви на Альвеар начались, приблизительно, в октябре-ноябре 1949 г. Летом 1950 г. А.В.Стрелин отказался от должности старосты и старостой был выбран Лев Иванович Суховерков. Ему принадлежит идея постройки «собственного храма», которая тогда казалась совершенно неосуществимой. У свечного ящика была поставлена кружка для сбора на «наш храм», приносившая весьма скромный приход.
27 сентября 1952 г. скончался генерал Алексей Владимирович фон Шварц и вдова его – Антонина Васильевна, в молитвенную память о муже, пожертвовала нашему приходу участок земли, выделивши его из своего имения, фасадом по улице Фалючо 854. С этого момента постройка храма стала вполне возможной, ибо приход обладал уже землей.
После отъезда из Бажестера Л.И.Суховеркова, старостой был выбран Феодор Сергеевич Левшин, который энергично приступил к сбору средств на постройку храма и, но дожидаясь накопления больших сумм, для поощрения жертвователей, немедленно приступил к расчистке участка, рубке деревьев, выкорчевыванию огромных пней, копке фундаментов и, насколько позволили средства, к приобретению кирпича и других строительных материалов.
Надо отметить, что прихожане очень горячо отозвались на призыв собирать средства на постройку храма. Все прихожане, без исключения, вносили свои лепты, кто единовременно, кто ежемесячными взносами, но этого, конечно, было мало. Тогда Ф. С. Левшину пришла мысль устроить лотерею. Таких лотерей было проведено четыре, причем на первые две были исключительно пожертвованы и разыграны картины. В сборе этих картин и распространении билетов большую помощь оказала Л. В. фон Шварц, оказавшая большую материальную поддержку и во время постройки храма. В распространении билетов, а затем и в сборе выигрышей на последующие лотереи, принимали участие все прихожане. Билеты также разсылались во все существовавшие тогда в Буэнос-Айресе русские общества, также как и подписные листы. Подписные листы были посланы и в Северную Америку, но отклика они там не получили. Надо отметить художников, пожертвовавших свои картины на первые лотереи: г.г М. К. Маковская-Коростовец, И. Коростовец, Григорьев, К. Н .Гедда, баронесса М. Ф. Мейндорф, Поморский, К. В. Попов, П. В. Романов, А .А .Соколов, Б. Н .Федосеев, Н.А. Шехонин.
С целью выбора плана церкви, был объявлен конкурс проектов, которых было представлено 5-6. Проекты эти были представлены комиссии, которая остановилась на проекте князя В. А. Волконского и арх. И. И. Брусникина. Но ввиду того, что проект этот не вполне отвечал нашим возможностям, то был принят в несколько уменьшенном виде фасад данного проекта, а остальной корпус церкви принят по проекту арх. И. В. Моссароша, как и фасад ограды, выходящей на ул. Фалючо.
Перед началом вышеупомянутых работ, о.Иоанном Грамолиным на церковной земле был отслужен молебен, состоявшийся приблизительно в конце февраля 1956 г., а в конце марта начали уже копать ямы для кладки фундаментов. 15 апреля 1956 г. архиепископом Афанасием была совершена закладка храма при большом стечении молящихся. После чего начались регулярные работы по постройке храма, продолжавшиеся три с половиной года, до полного окончания.
Работали почти исключительно прихожане, периодически приходившие помогать строить. Платных рабочих брали лишь в исключительных случаях для специальных работ, как напр. штукатурка, кладка полов и др. Работы производились по субботам и воскресениям, т.е. в дни свободные от работ и служб. Постоянная группа работавших состояла из: Н. А. Гавронского , кн. М. А. Горчакова, А. М. Олив, М. Н. Патака, П. И. Шелкова, Ф. С.Левшина, М. К. и М. М. Борель, а также арх. Н. Б . Мессароша, наблюдавшего за работами и помогавшего советами. Время от времени работали: Н. Д. и А. Н. Воробьевы, Н. Митин, А. В. Бауман, Г.Г. Борель, Б. И. Дубко, Н. К. Дубина, В. М. Дубина, А.И.Шалон и многие другие. Постоянной группе рабочих о. настоятель разрешил не посещать праздничных богослужений. Г. Панфилов пожертвовал леса для постройки. Г. Галушко самостоятельно соорудил большую массивную входную дверь в церковь. И. И. Моргун, в течении около двух месяцев, работал ежедневно по установке стройки, покрытии здания храма крышей и подготовил фундаменты для боковых заборов. Г. И. Ишин провел газ и другие инсталяции в доме священника. Каждую субботу и воскресенье некоторая группа прихожанок по очереди кормила работающих на постройке. Ф. С.Левшину не довелось довести до конца начатого им дела из за переезда его семьи в США. Новый староста кн. М. А. Горчаков продолжал начатое дело с не меньшей энергией.
В сентябре 1958 г. началась постройка стен колокольни, а в начале лета 1959 г. на колокольню был поднят и установлен крест. Иконостас был перенесен из домовой церкви на ул. Альвеар. Надо отметить, что остов иконостаса был сделан И. И. Моргуном, также как подсвечники и аналои в старой церкви, а иконы написаны М. В. Гранитовой-Михаловской.
Иконостас для нового храма оказался мал, его пришлось расширить и поднять. Этой работой, как и другими по внутреннему устройству и украшению храма руководил Н. В. Мессарош. По его проэкту были сделаны стенные трехсвечники и семисвечник для алтаря, работу которого исполнил С. Карапалкин. Запрестольный образ написала и пожертвовала кн. О. А. Горчакова. Все большие иконы по обеим сторонам храма написаны художниками И. А. и Л. И. Рык, а прихожане, по желанию, выбирали какой-нибудь из образов святых угодников и оплачивали материал; имена жертвователй написаны на обратной стороне каждой иконы. Мозаичная икона св. преп.Сергия Радонежского, находящаяся над входными вратами в храм, сделана и пожертвована М. Спиридоновым.
Первоначально А.В. фон Шварц хотела , чтобы в церкви был устроен предел в честь святого Алексея человека Божьего, но из-за ширины храма это оказалось невозможно осуществить. Тогда ею был заказан у Л. Н. Рык большой образ св. Алексея, вставленный в большой массивный киот, помещенный перед левым клиросом.
Через некоторое время, с разрешения и благословения настоятеля о. Иоанна Грамолина, Казачья станица имени атамана П. И. Краснова, по инициативе Л. С. Горбачевской, установила у правого клироса образ Донской иконы Божьей Матери, написанной художницей Л. Н. Рык по заказу семьи Борель и освященный в Нью Йорке на Чудотворной иконе, в резном киоте на резном аналое проекта арх. И. В. Мессароша, работы М. Н. Борель. Освящение вполне законченого храма совершил архиепископ Афанасий 12 июля 1959 г. при огромном стечении молящихся. 20 марта 1960 года был освящен и поднят на колокольню колокол. Приобретение колокола было осуществлено благодаря щедрому дару П. Н. Кенигсберг и жертвенности прихожан.
Первым настоятелем храма был митрофорный протоирей, впоследствии возведенный в сан протопресвитера, о. Иоанн Грамолин. Когда он заболел его замещал священник о. Иоанн Петров, а потом священник о. Александр Малинин.
Протопресвитер Иоанн Грамолин скончался 5 февраля 1962 года, в возрасте более ста лет. В 1963 г. и настоятелем был назначен архимандрит Никодим, пробывший на этом посту два с лишним года и скончавшийся 5 марта 1965 г. Его заменяли о. Иоанн Петров и о. Георгий Чалый. В октябре 1965 г. был назначен настоятелем прихода священник о. Владимир Шленев*. Старостами были выбраны: А. В. Стрелин от 1949 до 1950, Л. И. Суховерков от 1950 до 1954, Ф. С. Левшин от 1954 до 1958 года, кн. М. А. Горчаков от 1958 до середины 60-ых годов. Первым регентом хора был С. Г. Максимов. После его отъезда хор принял Ю. Н. Боголюбский, значительно улучшивший хор и подготовивший себе заместителя кн. М. А. Горчакова. Князь Горчаков поднял хор на должную высоту, привлёк новые силы, а главное, привлек в хор молодежь и детей. Первым псаломщиком был С. Г. Максимов, его сменил С. И. Муханов, а затем В. М. Михайлова.
Лишь по окончании и освящении храма, приходу удалось приступить к постройке дома священника (проект арх. И. В. Моссароша). Но когда работы были окончены, отца Иоанна уже не было в живых, а последовавшие ему настоятели не нуждались в жилище, кроме архимандрита Никодима, иногда ночевавшего в доме священника.
М. К. Борель.
«Под Южным Крестом» № 55. Декабрь 2017. IX год издания.
Церковный вестник Воскресенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе, РПЦЗ. Издается по благословению Преосвященного Иоанна, Епископа Каракасского и Южно-Американского.
- прот. Владимир Шленев скончался в 2021 году, будучи запрещен в священнослужении Указом Синода РПЦЗ за уклонение в раскол.